Сегодня в Государственную Думу внесён законопроект № 150776-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития России, который снимает ограничительные барьеры для реализации концессионных проектов на территории особых экономических зон (ОЭЗ).
Несмотря на то, что имеются примеры создания инфраструктуры на территории особых экономических зон на основе заключения концессионных соглашений (в частности, создание инфраструктуры необщего пользования для обеспечения транспортной доступности резидентов Боровской площадки ОЭЗ «Калуга», примыкающей к инфраструктуре общего пользования на станции Ворсино МЖД; создание соединительного жд пути необщего пользования от границы площадки ОЭЗ «Тольятти», примыкающей к инфраструктуре общего пользования станции Тольятти КЖД, и внутриплощадочных жд путей необщего пользования, расположенных на площадке ОЭЗ «Тольятти»), в настоящее время в Российской Федерации не синхронизированы нормы основных федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, и отношения в сфере особых экономических зон, а также не регламентирован порядок деятельности концессионера на территориях особых экономических зон Российской Федерации.
ОЭЗ порой занимает достаточно большую территорию, которую необходимо развивать, создавая на ней объекты транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры. Согласно отчету Минэкономразвития России о результатах функционирования ОЭЗ за 2021 год объем израсходованных средств федерального бюджета, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ за 2021 год составил 3 584 млн рублей, за период с начала функционирования ОЭЗ – 101 603 млн рублей, а средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, направленных на те же самые нужды за 2021 год составил 6 331 млн рублей, за период с начала функционирования ОЭЗ – 78 059 млн рублей. При этом в некоторых ОЭЗ расчетный показатель эффективности, отражающий рентабельность вложения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в создания объектов инфраструктуры ОЭЗ, составляет всего 0,1 – 30%. Стоит отметить, что в некоторых ОЭЗ показатель эффективности составляет тысячи процентов.
По мнению Виталия Максимова, Председателя Совета директоров ТРАНСПРОЕКТ Групп, сложности в передаче земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, органами управления ОЭЗ концессионеру, приводят к существенным рискам заключения концессионных соглашений, особенно когда такие соглашения заключаются в отношении создания объектов транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ региональной или муниципальной собственности. Урегулирование вопросов синхронизации законодательства о концессионных соглашениях и об особых экономических зонах позволило бы привлечь больше средств частных инвесторов в развитие объектов инфраструктуры, в том числе и ТРАНСПРОЕКТ Групп.
Пресс-служба ТРАНСПРОЕКТ Групп
|
|