В новом номере академического бизнес-журнала «Экономические стратегии», вышла статья Председателя Совета директоров АО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» Виталия Максимова на тему «Бюджетные субсидии + «частная концессионная инициатива» = стопор развития социальной инфраструктуры». Ознакомиться с данной работы можно по здесь. Далее, представляем вашему вниманию выдержки из этой статьи:
Научные исследования показывают, что «нормальные условия жизнедеятельности и воспроизводства человеческого капитала на определенной территории должны обеспечиваться не только за счет структурной модернизации экономической системы, но и путем формирования и постоянного развития определенных элементов социальной инфраструктуры в пространственном аспекте». По этой причине автор в ходе исследования ищет пути не только теоретического, но, главное, практического обогащения современной науки, а также решения для социальных вызовов, возникающих в последнее время все чаще.
Развитие социальной инфраструктуры в нашей стране идет по особенному пути из-за десятилетий социалистического прошлого, оставившего в руках государства множество объектов недвижимого имущества социального назначения, постепенно, но устойчиво разрушающихся из-за ограниченных бюджетных возможностей или отсутствия адресных намерений государства их сохранить. Современные инвесторы не имеют большого желания инвестировать в социальные услуги со значительной инфраструктурной емкостью, предпочитая ограничиваться инвестиционными проектами с краткосрочной окупаемостью.
К сожалению для государства, население сохраняет свои социальные ожидания по отношению к последнему, поскольку доходы граждан пока не позволяют опереться на рынок коммерческих социальных услуг (в значительной степени зачаточный вне агломераций крупных городов). Это формирует устойчивый запрос от населения на модернизацию существующих объектов и новое строительство в соответствии с современными стандартами оказания социальных услуг.
Именно нужда в частных инвестициях в объекты государственной собственности сформировала запрос на механизм, реализованный под названием государственно-частное партнерство, позволяющий не отчуждать такое имущество в пользу инвестора. Появление формата ЧКИ способствовало формированию ветви механизма ГЧП, направленной на максимальную коммерциализацию оказываемых на таких объектах услуг без социальных обязательств инвестора в отношении их доступности, но и без бюджетной поддержки. Возникновение же аппендикса «бюджетных» ЧКИ ломает стройность данного подхода не только из-за прямого нарушения действующего бюджетного законодательства, но и по причине предложения инвесторам дополнительной бюджетной ренты, от которой экономическому агенту трудно отказаться.
Множественность и долгосрочность социальных проектов, реализованных на основе «бюджетной» ЧКИ, не только приводит к сокращению ограниченных бюджетных возможностей, но и оказывает системное негативное влияние на рынок долгосрочных инвесторов, формируя устойчивое ожидание бюджетной поддержки даже в полностью коммерческих проектах, не имеющих никакого отношения к социальной инфраструктуре.
В данном случае можно заявлять не о системном промахе с использованием нового формата, а о внедряемой самим государством порочной правоприменительной практике его использования, изначально ориентированного на вполне достойные цели, что и было убедительно доказано настоящим исследованием.
В центре внимания журнала — актуальные научно-практические проблемы экономики России и мира, перспективы и проблемы развития стран и регионов, исследование сценариев будущего и уроков прошлого, панорама деловой и политической среды, искусство управления и оценки рисков. Кроме того, специальные выпуски журнала посвящены рассмотрению актуальных направлений современной социально-экономической жизни, из которых традиционными стали оценочная деятельность, телекоммуникации, развитие регионов и др. Журнал издается Институтом экономических стратегий с 1999 г.
Пресс-служба ТРАНСПРОЕКТ Групп
|
|