помощь в получении государственного финансирования

Привлечение инвестиций в комплексное и устойчивое развитие территорий, ключевые инфраструктурные "точки роста", на основе активного применения механизма государственно-частного партнёрства

Новости

Начало > Архив новостей > Новости

Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации крупных строительных проектов в России имеет уже и свою историю успеха, и свой перечень неудач. Как именно существует ГЧП в нашей стране? О том, что стало предпосылкой успешного выполнения проектов с применением механизма государственно-частного партнерства, а что послужило причиной неудач в данной сфере, а также об оценке текущих перспектив взаимодействия бизнеса и государства в реализации строительных проектов «Индустриальным новостям» рассказал Председатель Совета директоров Инжиниринговой и консалтинговой Группы ТРАНСПРОЕКТ Виталий Максимов. Далее мы приводим краткие выдержки из интервью.

- Виталий Вячеславович, что можно сказать о текущем состоянии применения ГЧП в России при реализации строительных проектов? Есть ли в практике применения ГЧП проблемы, которые можно назвать типичными?

- Да, пожалуй, можно говорить о наличии именно типичных проблем. Попробую объяснить, в чем их суть. Механизмы ГЧП в строительной сфере на сегодня применяются достаточно часто, по крайней мере, часто предпринимаются такие попытки. Однако, к сожалению, далеко не всегда они оказываются успешными. Например, нельзя не отметить такую проблему, ставшую уже типичной. Государство или муниципальные образования при подготовке проектов ГЧП игнорируют реальные ожидания частных инвесторов, заменяя их своим видением условий партнерства. Что и приводит к пониженной конкуренции со стороны частных компаний или ее полному отсутствию. Это приводит к необходимости повторного объявления концессионных или иных конкурсов ГЧП, обновлению материалов технико-экономического обоснования проектов, ПСД и прочей документации, а также повторному проведению самих конкурсных процедур по выбору нового частного партнера. В итоге все это приводит к затягиванию сроков, а порой и к полному срыву реализации проектов. Это означает, что сегодня при подготовке проекта ГЧП важно как никогда помнить – успех или неудача его зависит от качества и прозрачности подготовки конкурсной документации для проведения конкурса по отбору частных партнеров, оптимальности критериев отбора частных партнеров, концессионного или инвестиционного соглашения, сбалансировано оформляющего взаимоотношения публичного и частного партнера. А результативно выполнить эти работы невозможно без эффективной организационно-правовой и звешенной финансово-экономической и организационно-правовую моделей проекта ГЧП, технического обоснования его реализуемости на основе анализа и оценки целесообразности применения различных технических решений. В связи с чем, обычно, для подготовки прединвестиционной стадии реализации проекта ГЧП привлекают профессиональных консультантов по организационно-правовым, финансово-экономическим и инженерно-техническим вопросам под общеорганизационным управлением со стороны государства.

- Виталий Вячеславович, коль скоро речь идет о партнерстве с участием государства, какого рода с точки зрения государственных интересов проекты с применением ГЧП могут быть приоритетны?

- Безусловно, если говорить о государственных интересах, это проекты развития общественной инфраструктуры. Повышенного внимания требует транспортная инфраструктура, прежде всего – в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму. Про Крым разговор отдельный, а вот про наши восточные регионы надо сказать поподробней. Судите сами: в целом ряде регионов Дальнего Востока и Сибири отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение с «большой землей», то есть, европейской частью России. А некоторые, например, Сахалин, вообще связаны с остальной страной лишь авиалиниями и весьма ненадежным и сезонным водным транспортом. Помимо транспортной, масштабного обновления требует и коммунальная инфраструктура, причем не только в Сибири и на дальнем Востоке, но и в целом по стране, практически во всех регионах. Еще одна сфера, где государству следует уделить особое внимание – развитие социальной инфраструктуры. Так, общей проблемой системы образования является износ основных фондов, высокая доля зданий, находящихся в аварийном состоянии. Не может оставаться без государственного внимания и такая проблема, как отсутствие объектов социальной инфраструктуры в сельских местностях. Корень всех этих бед – в острейшем инфраструктурном дефиците. И государство не только имеет право, но и обязано принимать безотлагательные меры для его ликвидации. Эффективным инструментом здесь и призвано стать ГЧП.

- И что же государство делает для решения обозначенных вами выше проблем? Какие-то шаги им делаются в данном направлении?

- В качестве таких системных шагов можно привести, как пример, Федеральную целевую программу (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». На ее реализацию только из бюджетных источников планируется выделить в период с 2014 по 2025 годы более 536 миллиардов рублей. Из местных бюджетов запланировано вложение порядка 90 миллиардов рублей. Из внебюджетных – около 3 триллионов рублей. При этом уже на текущий год, несмотря на то, что ФЦП была принята буквально несколько месяцев назад, запланировано выделение более 26 миллиардов рублей. Так вот – в уставных документах ФЦП прямо говорится, что одной из ее задач является реализация инвестпроектов на основе принципов государственно-частного партнерства.

- Виталий Вячеславович, приведите, пожалуйста, примеры удачного применения механизмов ГЧП при реализации строительных проектов.

- Один из адресов такого сотрудничества бизнеса и власти – Астраханская область. В этом регионе реализуется проект строительства 31 детского садика общим количеством 5 тысяч мест. Новые детсады строятся в 11 населенных пунктах области. Правовая база этого, весьма масштабного не только по меркам области, но и страны, проекта – местный закон «О государственно-частном партнерстве в Астраханской области». Соглашение должно быть реализовано в течение 16 лет. Суть проекта – это его условия, согласно которым, привлекаются внебюджетные средства под строго обозначенные работы – строительство этих самых детсадиков. А на бюджетные средства будет осуществляться оплата их аренды. В собственность муниципалитетов эти садики перейдут после уплаты выкупных платежей.

- А есть ли негативный опыт реализации строительных проектов ГЧП?

- К сожалению, есть и такое. Например, не увенчался успехом проект ремонта дорог в Кировской области, проект по обслуживанию и ремонту тепловых сетей в Твери и другие.

- В чем наиболее типичные причины неудач проектов с применением механизмов ГЧП?

- В том, что и государственные органы и потенциальные частные инвесторы не имеют практического опыта подготовки и успешной реализации проектов ГЧП, регулярно за основы берутся традиционные процедуры государственной закупки, быстро заводящие проекты ГЧП в тупик. Всё это напоминает самолечение при серьезных заболеваниях, когда необходимо срочно обращаться к специалистам, а не ставить припарки. Из этого вытекает отсутствие взаимопонимания с потенциальными частными инвесторами на прединвестиционной фазе проекта. Сами проекты, как потом выясняется, регулярно не подходят под требования финансовых институтов, вызывая проблемы с привлечением заемного финансирования на стадии реализации. Нередко допускаются ошибки в оценке потребительского спроса, тарифных нюансах.

- Какие выводы можно сделать из имеющейся в России практики использования механизмов ГЧП при реализации строительных проектов?

- Механизм ГЧП, конечно, более сложен в практическом применении по сравнению с традиционными государственными закупками. Но потребность обеспечения более высоких темпов экономического роста для национальной экономики, ожидания населения и требования к постоянному росту качества жизни, при традиционно ограниченных бюджетных возможностях, делают механизм государственно-частного партнерства безальтернативным в ближайшем и далеком будущем. Та же ситуация наблюдается не только в быстроразвивающихся, но и в развитых странах, так что мы здесь «в тренде». Поэтому посещение специальных практических образовательных семинаров по ГЧП, привлечение экспертов-практиков, обладающих уникальным опытом работы в данной сфере, даст возможность государству и частным инвесторам получить ожидаемый социально-экономический и коммерческий результат, а потребителям – новую и качественную инфраструктуру на долгие годы.

Полную версию интервью Виталия Максимова можно найти на официальном сайте Информационного агентства "Индустриальные новости" по следующей ссылке.

Пресс-служба ТРАНСПРОЕКТ Групп




© ТРАНСПРОЕКТ Групп (АО) 2006-2024